20 октября 2017
  • Курс ЦБ
  • USD
  • 57.51
  • EUR
  • 67.89

Банки будут выдавать кредиты без справки о доходах

Решение о том, что банки не будут требовать от соискателей справку о доходах по форме 2-НДФЛ для потребительского, ипотечного, карточного и автомобильного кредитов продиктовано всеобщими договорённостями между чиновниками из профильных министерств (в частности, Минкомсвязи) и руководителями крупнейших российских банков. Это стало возможным, благодаря тому, что в ходе переговоров было достигнуто соглашение о возможности доступа кредитных организаций к базе данных клиентов Пенсионного фонда. Свободный доступ к данным клиентов поможет кредиторам получить сведения о доходах потенциальных заёмщиков, на основе которых банковские служащие смогут принимать решения по заявкам на кредит без справки о доходах.

Право заёмщиков – разрешить доступ к своим данным

Финансисты давно просили о свободе доступа к данным клиентов, однако только в этом году было достигнуто данное соглашение. По словам банкиров, доступ к данным позволит им не только оценивать текущее финансовое состояние возможных заёмщиков, но и анализировать ситуацию в перспективе, после выдачи займа.

Однако Центробанк только в нынешнем году пошёл на уступки, но выдвинул своё условие: за клиентом остаётся право разрешения доступа к данным Пенсионного фонда. Точнее, заёмщики будут предоставлять банку выписки из своих индивидуальных счетов самостоятельно.

Итак, весной 2015 года стартовал пилотный проект, в котором предполагается реализовать данное предложение регулятора. Чтобы банк смог принять участие в проекте, он должен подключиться к Единой системе аутентификации и идентификации, которая служит проводником к доступу портала госуслуг. Эксперты оценивают стоимость подключения к системе примерно в 200-300 тысяч рублей. Такая расходная сумма вполне доступна для любой кредитной организации.

В перспективе (возможно, уже в 2016 году) Банк России планирует предоставить банкирам полный доступ к базе данных без участия самих клиентов.

Как происходит оценка платёжеспособности клиента по новой схеме?

Выписка из индивидуального счёта клиента покажет воочию его финансовое состояние. Исходя из отчислений, которые каждый месяц работодатели передают в Пенсионный фонд, кредитору нетрудно вычислить реальный уровень дохода клиента. Плюс такого подхода в том, что выписка показывает реальную финансовую ситуацию клиента. Если справку о доходах по форме 2-НДФЛ можно было каким-то образом подделать, то выписку уже никак не сфальсифицируешь.

Каким образом можно получить выписку из счёта?

На самом деле сделать это совсем нетрудно: достаточно войти в свой личный кабинет на сайте Единого госпортала. Однако прежде банк должен подключиться к системе и зарегистрировать нового пользователя. Новых клиентов регистрирует в системе кредитный менеджер по паспорту, предоставленному клиентом. Личные данные, внесённые в систему, автоматически привязываются к номеру СНИЛС. Затем на мобильный телефон или на электронную почту нового пользователя приходит сообщение с паролем доступа к своему личному кабинету, где легко можно сформировать выписку по лицевому счёту Пенсионного фонда.

Получив нужный документ, клиент по указанной опции должен его перенаправить в банк (система отправки защищена и безопасна). Далее банк получает выписку и использует её в качестве документа, на основе которого анализируется финансовое положение будущего заёмщика, его текущая платёжеспособность, и принимается решение о возможности кредитования, а также о максимальном размере займа.

Сам процесс регистрации в системе, а также формирование выписки займёт минимум времени (до 7 минут). Причём это можно будет сделать в банке при первом же визите, то есть, нет необходимости идти домой, а потом возвращаться в банк, чтобы продолжить сотрудничество. В обязанности кредитного менеджера будет входить предоставление клиенту возможности формирования справки на месте и помощь в регистрации его данных в системе. Если у клиента не будет своего средства связи с интернетом (планшета, ноутбука и др.), то менеджер должен предоставить техническое устройство банка, подключённое к всемирной сети. Также при необходимости пользователю будет оказана помощь в формировании выписки.

Весь этот процесс пока кажется немного нереальным (особенно время, отведённое для этого – 7 минут). Кроме того, у банков повысятся статьи расходов: приобретение ноутбука или другого технического средства, увеличение количества сотрудников (как минимум на одну единицу) и выделение одного рабочего места для размещения клиентов в отделении банка. В этом плане значительно проще будет банкам, принимающим заявки на кредит в онлайн режиме. В электронном обслуживании клиентов практически ничего не изменится. Зато потенциальным заёмщикам придётся самостоятельно осваивать новую систему госпортала и работать с ней.

Достоинства новой схемы кредитования налицо: банки смогут увидеть реальную картину финансового состояния будущих заёмщиков и минимизировать свои риски, заёмщики же могут рассчитывать на более выгодные банковские предложения со сниженными процентными ставками. Кроме того, клиенты освобождены от лишнего хождения по инстанциям с целью получения трудовой книжки и справки о доходах. Вероятно, пилотный проект станет вскоре распространяться на все банки. Это произойдёт в случае, если подобная схема кредитования приживётся в стране и будет востребована пользователями.


Источник: Tatbank.ru.
При использовании информации активная прямая гиперссылка на сайт www.tatbank.ru обязательна. Иначе можно попасть в наш "черный список СМИ" :)

Самые интересные новости финансового рынка в нашем паблике Вконтакте. Подпишись!

Комментариев пока нет, будьте первым! Нам важно Ваше мнение


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Отправляя сообщение Вы подтверждаете, что оно соответствует Правилам комментирования


Деньги под 0 процентов